АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОПЫТНОЙ ОТРАБОТКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Задачи оптимизации требований к. надежности ЛА и его основных элементов возникают иа этапе разработки ТТЗ и ТЗ, что предопределяет использование при их решении довольно упрощенных представлений о процессе создания комплекса.
При проектировании основных элементов ЛА и комплекса в целом становится возможным углубленный анализ процесса разработки изделия и, в частности, наиболее трудоемких и дорогостоящих этапов его наземной и летной отработки. Результат такого анализа— создание планов опытной отработки каждого основного элемента, изделия и комплекса в целом, обеспечивающих требуемую надежность ЛА к моменту окончания летных испытаний.
В общем виде такая задача была поставлена в § 6.1, поэтому далее остановимся на описании процесса отработки изделия и на возможностях управления им, что позволит полнее сформулировать задачу оптимизации.
Каждый из этапов испытаний (НАИ, ПКИ, ЛИ) можно разделить на два периода. В первый период обеспечивают подготовку соответствующих испытаний, заключающуюся в строительстве новых или модернизации старых стендов, монтажно-испытательных корпусов, пусковых установок, в разработке и отладке измерительных комплексов, вычислительных центров, в подготовке и обучении соответствующего персонала. Во второй период проводят испытания, анализируют полученные результаты и дорабатывают изделия. Такое деление этапов отработки условно, однако позволяет вскрыть некоторые закономерности процесса.
На каждом этапе общие расходы средств можно представить в виде двух составляющих: базовых затрат, обеспечивающих подготовку и организацию испытаний, и текущих затрат, связанных непосредственно с проведением испытаний. В текущие затраты можно включить стоимость разрушаемых в ходе испытаний образцов, затраты на амортизацию оборудования, содержание персонала, проведение доработок. При этом суммарные расходы на опытную отработку Л А
Си= ^ (Ссі -{- С с i) — f — У, (CK,+CKrj) -j — Cj, — j — Сл, * (6.56)
i = 1 Т)=1
где С’сі, С сі — базовые и текущие расходы на НАИ г-го основного элемента ЛА: СКТі, СКГі — базовые и текущие расходы на НКИ "П-й группы основных элементов: С’л, Сл — базовые и текущие затраты на летные испытания ЛА.
Если в (6.56) включить затраты на разработку ТТЗ, ТЗ и проектирование основных элементов, то получим величину, характеризующую стоимость разработки ЛА. Однако, как было показано в гл. IV, затраты до начала наземной отработки изделия составляли не более нескольких процентов от величины Сіла — Кроме того, к моменту, когда решают задачу оптимизации планов опытной отработки, эти суммы практически израсходованы.
В соответствии с принятым делением процесса время, необходимое на опытную отработку ЛА, — .
где т’ы, Ты — продолжительности подготовительного периода и собственно НАИ і-го основного элемента: ГКч, Тщ— продолжительности подготовительного периода и собственно НКИ т1-й группы основных элементов; Тл, Тя— продолжительности подготовительного периода и собственно летных испытаний ЛА; ас, ак‘, ап — коэффициенты, учитывающие одновременность выполнения некоторых работ.
Первый член выражения (6.57) — критический путь сетевого графика работ на этапе НАИ, второй член — критический путь на этапе НКИ. Более строго такое выражение может быть составлено с учетом сетевого планирования всего процесса опытной отработки комплекса.
Перейдем к аналитическому описанию процесса изменения надежности ЛА в ходе опытной отработки. На рис. 5.1 был приведен характер изменения надежности, а в § 5.1 дано его качественное объяснение. При оптимизации планов опытной отработки можно полагать, что начальная точка Рсо процесса изменения надежности известна, а также задана конечная точка — требуемая надежность ЛА в условиях летных испытаний. Для описания изменения надежности на каждом из трех рассматриваемых этапов может быть использована та или иная модель математического ожидания процесса. Наиболее удачной для прогнозирования роста надежности ЛА »в ходе доработок (см. гл. V) является модель (5.76). При ее использовании можно для этапа летных испытаний ЛА записать
Рл=Рш.-(Рм-Рл)еГэЛ (6.58)
На этапе НКИ изменение надежности т]-й группы основных элементов PKri можно представить аналогично:
где РКг)со, Ркф, ЭКг, — соответствующие параметры модели роста надежности на этапе НКИ.
В ходе НАИ надежность /-го основного элемента РСі определяют зависимостью такого же типа:
Pci = Pcl~ — (Ясс — Рeio) е~эс1пы, (6.60)
где Рс/оо, ^сгд, Эс/ —соответствующие параметры модели роста надежности на этапе НАИ.
На основании структурной схемы надежности ЛА можно с приемлемой точностью перейти от показателей безотказности основных элементов и их групп к показателям безотказности всего изделия. Так, при последовательном, в смысле надежности, соединении всех элементов ЛА можно, например, считать, что для каждого этапа справедливы соотношения
UPl==UPii=Pt (6.61)
, г=і -»j=i
где Pi, РР — надежности t-го основного элемента rj-й группы основных элементов и ЛА в одинаковых условиях.
Пока мы рассматривали участки роста функции надежности. Для того чтобы получить аналитические зависимости для всего процесса, необходимо описать скачкообразное изменение функции надежности при переходе к новому этапу (см. рис. 5.1). Вначале чисто формально введем коэффициент соответствия условий у, характеризующий отношение надежностей одного и того же изделия в конце предыдущего и в начале последующего этапов отработки, а затем раскроем его физический смысл. Так, для случая перехода от НАИ к НКИ надежность /-го основного элемента изменяется от величины PCi до начальной надежности Ркт этого же элемента в условиях комплексных испытаний. Отсюда коэффициент, характеризующий соответствие условий НАИ и НКИ для /-го основного элемента,
Yc і=Ркю! Рсі — (6.62)
Если функция надежности при переходе к новому этапу уменьшается, то yCf<l. При уСг= 1 условия предыдущего и последующего этапов отработки, с точки зрения надежности изделия, равноценны. Если Усг>1, то условия при НАИ являются более тяжелыми, чем создаваемые на комплексных испытаниях.
Аналогично для три группы основных элементов при переходе от НКИ к летным испытаниям имеем
щ=Рщо/Ркт,, (6.63)
где Рпт’О— начальная надежность трй группы основных элементов в условиях летных испытаний.
В соответствии с соотношениями (6.61) и зависимостями (6.62), (6.63) получим:
РЛ0- П Рщ® П Укг)Рщ, |
(6.64) |
|
Т]=1 |
||
ь |
Ь |
|
Рщо—-І~~І Ркі 0— П УсіРсі, |
(6.65) |
где а, b ■—номера первого и последнего основных элементов, входящих в г|-ю группу основных элементов на этапе НКИ.
Таким образом, выражения (6.58) -=-(6.60), (6.64) и (6.65) полностью описывают функцию изменения надежности ЛА от началь — ‘ ной точки
Рсо—1~[ Рсю
t= о
до текущего значения Рл на этапе летной обработки:
і
Рл = Рл°° — (Pjicc — Рло) е”ЭЛ"л ; Рл0= Y knPkn‘,
Т)~1
Ь
РКТ, = РКг,00 {РК1)оо Ркт, о) Є Кг* к,1; ^кт;о’—Г1 УсіРсі’і
Pci — Pcloo— (PciСо — РС1 о) е Эс«"с/.
В соответствии с зависимостями (6.66) можно полагать, что надежность ЛА в условиях летных испытаний является функцией следующих параметров:
РЛ — РЛ(ПСІ, Пщ, Я,„ YCi-, Укт, Эс/, ЭКт,, Эд, Pci,-Q, Pci СО, Рщсо, PjICO ) ■
(6.67)
Заметим, что начальная точка процесса (РСго) здесь принята как известная. Кроме того, можно считать заданными величины предельных надежностей на каждом этапе. Практически все значения Рао обычно близки к нулю, а предельные надежности — к единице. Следовательно, существенной является зависимость надежности ЛА в условиях летных испытаний вида
Рл Рл К/’ ^К1), Пл, УкТ’, Эс£-, Зкк], Эд).
Рассмотрим подробнее связи, опрёделяющие те или иные значения коэффициентов усі и у кг). Нетрудно понять, что уровень моделирования условий последующего этапа отработки во многом зависит
(6.69)
где Хсі, Уа — параметры или векторы параметров, характеризующих сложность и отработанность /-го основного элемента в условиях НАИ; Хкп, Ук„—параметры или векторы параметров, характеризующих сложность и отработанность rj-й группы основных элементов в условиях НКИ.
В общем случае чем больше базовые затраты на данном этапе, тем более полно должны моделироваться реальные условия работы изделия; чем сложнее и менее отработано испытываемое изделие, тем меньше коэффициент соответствия условий у.
В качестве меры сложности изделия целесообразно принимать его основные определяющие характеристики. Например, для двигательных установок такими параметрами являются тяга, удельная тяга, давление в камере. Чаще всего для двигателей можно ограничиться одним параметром — тягой. Для систем управления в качестве определяющих параметров принимают обеспечиваемые ими характеристики рассеивания, продолжительность подготовки к работе и т. д. Как правило, легко проследить зависимость коэффициента соответствия условий у от величины среднего квадратического отклонения точки падения а. Для ЛА в целом мерой сложности обычно может служить стартовая масса.
В качестве меры отработанности изделий можно рассматривать, например, отношение количества унифицированных или стандартных узлов и систем, которые прошли соответствующую опытную отработку, к общему числу узлов или систем изделия. Такая характеристика может быть близка к коэффициенту унификации изделия.
В общем виде зависимости коэффициентов соответствия условий могут быть представлены степенными формулами вида:
(6-70)
(6.71) где Аг, Аъ, а,-, а(-2, а;з, сц, аг2, сц3— соответствующие статистические коэффициенты.
Зависимости (6.70) и (6.71) могут лишь в среднем при прочих равных условиях описывать изменение надежности изделий с разными характеристиками I и У при переходе от одного этапа отработки к другому. Важно отметить, что на основе логических соображений установлена связь коэффициентов соответствия условий испытаний с базовыми затратами на их организацию.
Рассмотрим далее функциональные связи коэффициентов ЭСи Экт, и Эл с параметрами испытываемых изделий и затратами на от
работку. В общем виде эти коэффициенты определяются также базовыми затратами и параметрами X, У. Действительно, чем больше вложено средств в организацию испытаний, тем больше в среднем получаемая в каждом эксперименте информация и выше эффективность отработки. С увеличением сложности изделия и с уменьшением степени его отработанности при прочих равных условиях будет уменьшаться эффективность испытаний. В связи с этим анализируемые связи можно представить степенными зависимостями, аналогичными выражениям (6.70) и (6.71):
Эс| = В;с;И/аКср/а; (6.72)
эк (6.73).
Эл= B’c7x^v? (6.74)
где В], В, В’, рг, рі2, ft-з, рт„ Р^з, Р, Р2, Рз — соответствующие статистические коэффициенты.
На рис. 6.2 и 6.3 в качестве иллюстрации приведены характерные зависимости коэффициента эффективности стендовой отработки двигателей Эс1 от их тяги X; и коэффициента эффективности летной отработки изделия Эл от стартовой массы X.
Таким образом, при заданных характеристиках X, Y изделий и известных статистических коэффициентах, входящих в зависимости (6.70)(6.74), в соответствии с выражением (6.68) надежность ЛА в условиях летных испытаний будет являться функцией следующих параметров:
РЛ=Рл (псі, Пщ, я л Ссі, Скї], Сл). (6.75)
Зависимость (6.75) показывает, что обеспечиваемую к концу опытной отработки надежность ЛА определяют количествами испытаний, проведенных на всех этапах отработки, а также базовыми затратами на их организацию. Эти параметры можно рассматривать как основу плана опытной отработки. По существу они определяют не только функцию изменения надежности ЛА, но и полные
затраты средств и времени на опытную отработку. Действительно, для каждого этапа число испытаний п непосредственно связано с текущими затратами С":
C"—CGn, (6.76)
где Со" — средние затраты, приходящиеся на одно испытание изделия.
В принципе с ростом объема производства уменьшается средняя стоимость каждого образца. Поэтому, используя формулы (4.18) или (4.19), можно учесть нелинейную зависимость текущих затрат от объема испытаний. Практически же на опытные образцы изделий, выпускаемые в течение одного-двух лет, устанавливают единую цену. Все остальные затраты, связанные с износом оборудования, содержанием персонала и проведением доработок, слабо зависят от объема испытаний, поэтому нецелесообразно без особой нужды усложнять зависимости типа (6.76) .*•
Таким образом, с учетом выражений (6.56) и (6.76) можно считать, что
6и=6ц(/іс;, Які]) Пл, Ссі, С к,], Сл), (6.77)
т. е. расходы на опытную отработку определяются теми же параметрами, что и надежность ЛА.
Время, необходимое на опытную отработку ЛА, складывается из продолжительности подготовки Т и проведения Т" испытаний на соответствующих этапах. Время, необходимое на подготовительные работы, в основном определяется величиной базовых затрат, т. е.
Г=7′ (С’), (6.78)
а продолжительность испытаний зависит от их числа, т. е.
Т"=Т"(п). (6.79)
Так, при проведении работ, связанных со строительством и монтажом оборудования, однйм из важнейших показателей является объем освоенных средств. Для характерных изделий (двигатель, ЛА и др.) обычно известны возможные темпы проведения испытаний определенного типа, зависящие от возможностей изготовления опытных образцов, продолжительности подготовки к очередному испытанию и анализа результатов, а также от времени, необходимого на доработку изделия. В общем виде средний интервал времени между двумя последовательными испытаниями
t=a—bX, (6.80)
где а, Ь — коэффициенты, зависящие от вида испытаний (НАИ, НКИ, ЛИ) и типа испытываемого изделия (ДУ, СУ, ЛА).
Таким образом, и продолжительность опытной отработки является функцией числа испытаний изделий на соответствующих этапах, а также базовых затрат на их организацию, т. е.
7и=7и(ясі, ял> Ccz, С’„ Сл). (6.81)
В результате проведенного анализа установили важнейшие характеристики процесса опытной отработки, которые определяют надежность ЛА, а также затраты времени и средств на ее обеспечение. Эти параметры можно рассматривать как управляющие, так как варьирование ими при составлении плана позволяет оптимизировать процесс опытной отработки ЛА.